Как формировать кадровый резерв

 

В этой статье мы расскажем о том, как составить план формирования кадрового резерва и выстроить работу с кадровым резервом на предприятии. Процесс формирования кадрового резерва в современных условиях является весьма важной процедурой, которая позволяет не только оперативно решить вопрос замещения сотрудника во время его отсутствия, но и обучить должным образом нового работника, который может подойти для занятия квалифицированной должности. Рассмотрим более подробно процесс формирования кадрового резерва.

Включение и исключение кандидатов

Включение во внутренний список происходит несколькими способами, среди них выделяются:

  1. рассмотрение заявки от кандидата на включение;
  2. самовыдвижение (рекомендация начальника);
  3. выдвижение на основании итогов ежегодных процедур оценки, включая и дополнительные оценочные действия.
Читайте также: Восстановление на работе после увольнения

Претенденты на момент зачисления в список должны иметь результаты оценки согласно Положению «Об оценке персонала».

Результаты должны быть актуальными: не больше года от даты заявки.

Если оценка не проводилась в отношении соискателей, либо была осуществлена более года назад, кандидату необходимо провести еще одну процедуру оценки, и сделать это до момента зачисления в кадровый резерв.

Оценочные процедуры назначаются для обеспечения назначений на должности готовых к этому кандидатур, с учетом их индивидуальных особенностей, слабых и сильных сторон личности.

Исключение из резерва происходит по определенным основаниям:

  • неудовлетворительное прохождение оценочных процедур;
  • невыполнение служебных задач;
  • регулярное неисполнение плана развития, готовящегося под каждого из соискателей.

Что такое индивидуальный план развития соискателя? Этот документ должен быть согласован с руководителем подразделения по обучению кадров.

Документ включает в себя строго определенные мероприятия, ориентированные на развитие личности, компетенции в профессиональном плане.

Тут можно узнать, как пройти бухгалтерские курсы онлайн.

Процесс оценки персонала

Основные виды оценки персонала:

  • системная, которая проводится путем четкого определения всех признаков оценивания (процесса, периодичности, критериев, способов измерения);
  • бессистемная.

Основные процедуры оценки следующие:

  • подготовка оценки - подразумевает сбор предварительной информации;
  • непосредственно оценка сотрудника при помощи создания экспертных групп, которые оценивают уровень знаний, умений, навыков и результатов труда сотрудника;
  • этап проведения оценки, включающий заседание комиссии в следующем порядке: приглашение сотрудника и его руководителя, рассмотрение материалов, заслушивание собеседников, обсуждение итогов, формирование заключения, составление протокола;
  • этап принятия решения, после которого формируется заключение с учетом выводов и предложений комиссией; на этом же этапе даются рекомендации о необходимости по продвижению сотрудника на должность выше.

Цели кадрового резерва

Цели создания резерва таковы:

  • оперативное решение проблем, связанных с уходом ключевых управленцев;
  • существенная экономия финансовых и временных затрат на поиск, подбор и обучение персонала;
  • профессиональный рост сотрудников;
  • повышение лояльности работников и мотивации к труду (в том числе отсутствие у «резервистов» страха перед сложностью выполнения предстоящих обязанностей и внезапно поставленных задач);
  • формирование у работников понимания их собственной ценности для работодателя;
  • подготовка специалистов к будущим изменениям организации;
  • возможность «отшлифовать» свои кадры, которые будут соответствовать требованиям именно вашей организации;
  • снижение уровня текучки кадров;
  • удержание перспективных кадров в компании.

Процесс формирования кадрового резерва довольно непростой. Он требует привлечения не только руководителя компании и кадровой службы, но и прочих специалистов (юристов, психологов, профсоюза и т. д.). В связи с чем вопросы кадрового резерва решаются, как правило, коллегиально с помощью специального органа (или комиссии).

Задачи кадрового резерва

Создание резерва преследует задачи:

  • выявление потенциала персонала;
  • возможность занятия незакрытых вакансий;
  • способствование непрерывности производственного процесса, его эффективности.

Вопрос о том, какой из видов резерва будет сформирован в компании, входит в компетенцию руководителей.

При этом нужно учитывать следующее: работники, занимающие должности продолжительное время, демонстрируют выработку в 80%. Те, кто только пришел на аналогичные должности — около 30%.

Следует понимать, что в процессе исполнения трудовых обязанностей, вновь прибывшие работники постепенно набираются опыта.

Читайте также: Заполнение трудовой книжки

Этапы формирования кадрового резерва

На настоящий момент существует четыре поэтапных шага для построения отлаженной системы. Они могут варьироваться в зависимости от устоявшейся финансового положения в предприятии, а также конкретно реализуемых задач:

  • Первый этап, как правило, проходит в подготовке сотрудниками отдела тщательного анализа возникающей потребности в замещении в период на протяжении пятилетнего периода;
  • Второй этап заключает в себе разработку системы отбора. На нем же проводится конкурс, на котором будут выбираться будущие резервисты;
  • Третий этап, содержит в себе положения, согласно которым выбранные сотрудники будут проходить различные тренинги, благодаря которым будут развиты личностные и профессиональные качества необходимые для управленческой должности. Кроме того, им необходимо обеспечить встречи с преподавателями и выезды на различные конференции;
  • Четвертый этап заключает в себя, прохождение подготовленными сотрудниками практики. А именно здесь им будет доверена руководящая должность на некоторое время, по результатам которого будут сделаны соответствующие выводы о пригодности этого специалиста.

Что такое кадровый учет и для чего он нужен на предприятии? Читайте в нашем материале.

Здесь вы узнаете, как составлять личный листок по учету кадров по всем правилам.

Что такое кадровый аудит, кто его проводит и что нужно делать? Тут вы узнаете все рекомендации.

Как сформировать кадровый резерв

Формирование кадрового резерва (ФКР) организации происходит с участием вышестоящего начальства. Рекомендуем придерживаться принципа открытости и гласности. То есть не скрывайте от других сотрудников, что начали отбор специалистов в КР. Возможно, что некоторые проявят себя, чтобы добиться повышения. 

Если не хватает ресурсов для формирования КР, привлекайте сторонних специалистов из кадровых агентств, которые возьмут часть задач на себя или выполнят работу под ключ. Придерживайтесь заданного алгоритма, следите за тем, чтобы ни один перспективный работник не был упущен из вида. 

Этап №1. Определите потребности в формировании резерва

Первый этап самый важный, поэтому к нему нужно подходить максимально ответственно. Если не уделите внимание нюансам, процесс ФКР будет более длительным и затратным.

Перед началом работы над формированием резерва выявите:

  • стратегические и тактические кадровые запросы;
  • фактическое состояние КР, степень подготовленности сотрудников;
  • процент уменьшения численности «запасных» сотрудников за последние несколько лет;
  • число высвобожденных административных единиц, которые могут реализовать себя в других подразделениях;
  • должности, с которых можно перемещать специалистов;
  • лиц, ответственных за работу с КР, расстановку кадров. 

Определите, какую сумму на формирование резерва кадров можно потратить, согласуйте ее с финансовым директором. Если бюджет ограничен, рационально заниматься развитием уже трудоустроенных сотрудников, а не отбирать в КР внешних специалистов. 

Этап №2. Проведите подбор сотрудников для резерва

Подбор сотрудников занимает много времени, так как на этом этапе проводится комплексная работа, состоящая из взаимодополняемых процедур. Если над КР работает несколько менеджеров, разграничьте обязанности, определите критерии отбора. 

В целом при подборе пула «запасных» нужно:

  • ознакомиться с информацией из личных дел работников, резюме, автобиографий;
  • провести беседу с резервистами;
  • смоделировать ситуации, приближенные к реальным рабочим условиям, понаблюдать за человеком;
  • оценить итоги работы за определенный промежуток времени;
  • проанализировать, соответствуют ли качества сотрудника требованиям, предъявляемым к должности. 

Главная цель, которую нужно достичь — собрать максимально большой объем информации о каждом работнике, его личных, профессиональных и деловых качествах, навыках. Составьте карточку с требованиями и критериями, чтобы не упустить важные детали при работе с кандидатами в КР. 

Требования к кандидатам для включения в КР:

Скачать образец в начале статьи >>> 

Проводя отбор резерва кадров, определите мотивы потенциальных сотрудников, их цели и ценности. Не погружайтесь в изучение ненужных фактов, личной жизни, ведь эта информация не несет особой смысловой нагрузки, но отнимает ваше время на ее анализ. 

Этап №3. Сформируйте список кадрового резерва

После оценки кандидатов, их сравнения между собой, составьте предварительный список «запасных». Разделите его на 2 части. К первой отнесите работников, которые отнесены к оперативной части, т.е. для замещения ключевых позиций прямо сейчас или в скором времени. Ко второй группе отнесите тех, кто составит стратегический запас. Обычно это молодые сотрудники с лидерскими задатками, которые постепенно наберутся опыта. 

При составлении списка резервистов придерживайтесь следующих правил:

  • определяйте замещаемые позиции согласно номенклатуре должностей и штатному расписанию с учетом иерархии;
  • указывайте личную информацию о каждой штатной единице;
  • фиксируйте время зачисления в КР;
  • отметьте результаты оценки качеств, запишите предложения и рекомендации по самосовершенствованию и развитию сотрудника. 

Составьте кадровый резерв на несколько лет вперед. Передайте список на рассмотрение вышестоящему руководителю — он имеет право вычеркнуть некоторых лиц, если по его мнению они не соответствуют нужным критериям. По мере устаревания списка его требуется обновлять. Удаляйте выбывших и добавляйте вновь прибывших. 

Важно! При зачислении прошедших отбор резервистов подготавливайте ходатайство о выдвижении на должность, если она освобождается. Документ передавайте директору на утверждение. 

Анкета кандидата в кадровый резерв

Скачать бланк в начале статьи >>> 

Источники

Использованные источники информации.

  • https://tvoi.biz/kadry/kadrovyj-rezerv.html
  • https://businessman.ru/formirovanie-kadrovogo-rezerva-printsipyi-zadachi-etapyi-upravlenie-kadrovyim-rezervom.html
  • https://vesbiz.ru/personal/formirovanie-kadrovogo-rezerva.html
  • https://www.hr-director.ru/article/64313-kadrovyy-rezerv-19-m4
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий