Что означает термин ограничение видимости

 

Довольно ясно описано понятие ограниченная видимость в ПДД, ее также следует отличать от недостаточной. В чем между ними разница? Понять это, можно изучив определение и условия на местности. В этом и помогут правила. Довольно ясно описано понятие ограниченная видимость в ПДД, ее также следует отличать от недостаточной. В чем между ними разница? Понять это, можно изучив определение и условия на местности. В этом и помогут правила.

Недостаточная видимость – это

Согласно Правилам под недостаточной видимостью понимается явление, когда максимальная дистанция в направлении движения, на котором водитель способен распознать объекты дороги и другие транспортные средства, – менее 300 метров. Такая ситуация на дороге обусловлена следующими состояниями окружающей среды:

  • туман;
  • дождь, морось, ливень;
  • снегопад, метель;
  • слепящее солнце;
  • пыль, грязь;
  • сумерки;
  • прочие природные явления.

Водитель должен знать, что в таких условиях при отсутствующих или не горящих задних габаритных огнях и фарах движение транспортного средства запрещено.

Расстояние в 300 метров установлено с учетом тормозного пути автомобилей, движущихся во встречных направлениях с максимально разрешенной скоростью 90 км/ч. В расчет принят также коэффициент сцепления шин с увлажненным дорожным покрытием равный интервалу 0,3-0,35.

Что означает термин ограниченная видимость

Ограниченная видимость возникает в случае, когда возможность водителя оценивать дорожную обстановку в направлении движения ограничивается различными препятствиями. Правила определяют следующие:

  • рельеф местности;
  • растительность;
  • геометрические параметры дороги;
  • другие транспортные средства;
  • строения, сооружения;
  • иные объекты.

Термин был введен в ПДД РФ в 2010 году постановлением Правительства РФ № 316 в целях четкого понимания пункта 11.4, который запрещает выполнение обгона на участках с ограниченной видимостью (в конце подъема и на опасных поворотах).

Правила не устанавливают определенное расстояние, которое являлось бы критерием ограниченности. Но в контексте требований разделов 8, 11, 12 Правил понятно, что условное ограничение соответствует расстоянию менее 100 метров.

На таких участках дорог запрещается:

  • обгон;
  • движение задним ходом;
  • разворот;
  • остановка;
  • стоянка.

В ПДД РФ перечислены основные примеры объектов и ситуаций, ограничивающих обзор, однако указанный перечень не является полным.

Определение ограниченной видимости в ПДД

Термин и его значение есть в «Правилах дорожного движения»:

Ограниченная видимость» – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

То есть препятствия, мешающие обзору, представляют собой физические тела. В большинстве случаев препятствия неустранимы, ведь нельзя срезать путь так, чтобы он стал прямым. Или разрушить строение, делающее дорогу плохо просматриваемой. Ограниченная видимость не исчезает и при хорошем освещении. А вот в темное время суток она становится еще большей проблемой для водителя, несмотря на зажженные световые приспособления.

Как измерить границы участка, где есть ограниченная видимость, в ПДД определение не разъясняет, ведь расстояние не указано. Но есть, например, подпункт правового документа:

Разворот запрещается: … в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;…

А также подраздел 12.4:

Остановка запрещается:… на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;…

Отсюда можно сделать вывод: если водитель не имеет шанса просмотреть пространство в 100 м из-за находящегося на пути объекта или рельефа местности, значит, он уже находится на проблемном отрезке. Сам участок нередко оказывается длиннее.

В чем разница с недостаточной

Ограниченный обзор – не единственная сложность, способная помешать автомобилисту хорошо различать особенности дороги и других участников движения. Существует еще понятие недостаточной видимости. Эта проблема тоже не может быть устранена усилиями водителя, но негативно влияет на безопасность.

Тем не менее ограниченная видимость и недостаточная видимость ПДД различаются. Причиной возникновения второго становятся осадки (туман, снегопад, дождь), неизбежные изменения естественной освещенности дороги, задымление от пожара, смога.

Если из-за одного из этих обстоятельств водитель не видит другие ТС, пешеходов, особенности полотна на протяжении 300 м, значит, он попал в зону недостаточной видимости. При этом физических препятствий на дороге нет, рельеф местности тоже не мешает ее просматривать.

Отличие недостаточной видимости еще и в том, что проблема исчезнет, когда уйдет ее причина. Но существовать она может на большом отрезке дороги, пока есть дождь, туман, снегопад и т.п. Качество полотна и рельеф местности на эту проблему не влияют. Идеальное покрытие и отсутствие препятствий в данном случае не улучшат обзор.

Ограниченная видимость присутствует на определенном участке пути, не завися от погодных условий. И исчезает после того, как автомобиль минует его.

Что такое недостаточная видимость?

Термин недостаточная видимость расшифровывается в пункте 1.2 ПДД:

"Недостаточная видимость" - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Говоря простым языком, недостаточная видимость означает, что дорогу плохо видно из-за погоды или времени суток.

Данный термин распространяется на дорожную ситуацию в целом. То есть если водитель проедет по дороге еще сотню метров, то погода и время суток не изменятся и видимость останется недостаточной.

Что такое ограниченная видимость?

Еще раз обратимся к пункту 1.2 ПДД:

"Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Термин ограниченная видимость также означает, что дорогу плохо видно. Однако в данном случае видимость ограничена чем-то, то есть какими-то объектами на проезжей части или вблизи нее.

Например, на обочине растут кусты, которые своими ветками заслоняют часть дороги.

Данный термин распространяется только на конкретное место, из которого плохо видно дорогу. Если проехать мимо объекта, ограничивающего видимость, то исчезнет и сама ограниченная видимость.

Ограниченная и недостаточная видимость: основные различия

Четко определив и глубже разобравшись в терминах легко выделить их основные различия и не путаться в употреблении данных понятий.

Первое различие содержится непосредственно в тексте Правил:

  1. недостаточная видимость – явление всегда временное и чаще всего обусловлено ухудшением погодных явлений;
  2. ограниченная видимость имеет место при постоянных (рельеф, сооружения) или временных (посторонние объекты на проезжей части, ремонтные работы) препятствиях на проезжей части.

Второе различие является логическим продолжением первого:

  1. вследствие непредсказуемости и временного характера климатических явлений невозможно предупредить водителей посредством дорожных знаков;
  2. об участках, ограничивающих обзор чаще всего предупредить возможно.

Третье различие состоит в действиях водителя, обеспечивающих безопасность дорожного движения:

  1. при ухудшении погодных условий необходимо включить дополнительное освещение;
  2. при приближении к опасным участкам дороги – обратить внимание на предупреждающие знаки.

Правила для ограниченной видимости

Запрет обгона

11.4. Обгон запрещен:

  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

На участках дорог с ограниченной видимостью запрещается обгон транспортных средств.

Где запрещен обгон?

Световозвращающий жилет для водителя

. В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа .

Пункт правил говорит о том, что при ограниченной видимости водитель должен надевать одежду со световозвращающими полосами.

При рассмотрении данного пункта можно предположить, что его составители перепутали понятия ограниченная и недостаточная видимость.

Например, водитель находится на проезжей части на участке дороги с ограниченной видимостью (за крутым поворотом). Если водитель наденет световозвращающий жилет, то это никак не повлияет на его безопасность, т.к. его все равно не будет видно за поворотом.

Если же водитель наденет куртку со световозвращающими полосами при недостаточной видимости (в тумане), то водители проезжающих транспортных средств смогут заметить его раньше и принять меры для избежания столкновения.

Также можно вспомнить и о том, что выше в тексте этой статьи было обнаружено, что фары, фонари и световозвращатели следует использовать именно в условиях недостаточной видимости.

Дорожные знаки при ограниченной видимости

На крутых поворотах с ограниченной видимостью могут устанавливаться следующие дорожные знаки:

Примечание. Кроме крутых поворотов существуют и другие места с видимостью менее 300 метров, однако специальными знаками они не обозначаются.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://avtouley.ru/gibdd/chto-oznachaet-termin-ogranichennaya-vidimost.html
  • https://avto-urist.online/ogranichennaya-vidimost-pdd/
  • https://pddmaster.ru/pdd/vidimost.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий